Частица уральской земли

               Единство флота и народа в годы Великой Отечественной войны проявилось в сборе средств на строительство кораблей, подводных лодок, катеров. В этом патриотическом движении приняли участие и наши 
сухопутные город и область. В январе 1943г. «Челябинский рабочий» писал: «Приближается 25-я годовщина Красной Армии. Комсомольцы начали сбор средств на постройку боевого корабля «Челябинский комсомолец». Комсомольцы обратились ко всей молодёжи Челябинской области с горячим призывом развернуть сбор средств в фонд строительства кораблей. Почин был подхвачен. В течение месяца южноуральцы внесли в фонд строительства боевых кораблей 55 миллионов рублей, на которые на Сормовском судостроительном заводе в г.Горьком были построены две лодки серии «М» - «малютки». С завода их по железной дороге доставили в г.Северодвинск для достройки, а оттуда уже своим ходом  корабли прибыли в город Полярный. И уже в феврале делегация челябинцев вручила их североморцам. Одна из лодок (М-105) приказом наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова получила наименование  «Челябинский комсомолец», а M-I06 - «Ленинский комсомол». Командиром М-106 был назначен капитан Ш ранга Виктор Николаевич Хрулев. Он внимательно следил за ходом строительства, принимал оборудование корабля в эксплуатацию, комплектовал экипаж. В марте 1943r. на обеих подводных лодках были подняты военно-морские флаги.

              Лодка M-I05 «Челябинский комсомолец» считалась одной из лучших именных «малюток». На Севере подводная лодка успешно прошла швартовые испытания, выходила в море, где экипаж отрабатывал срочное погружение, всплытие и т.д. Лодка М-l05 «Челябинский комсомолец» относилась к классу малых 
подводных кораблей. Ее длина составляла всего 44,5 метра, ширина 3,3 метра, глубина погружения 60 метров. Но бывали случаи, когда в боевых условиях лодка погружалась на глубину до 90 метров. Вооружение составляли: два новых торпедных аппарата и 45 - миллиметровая пушка. Экипаж насчитывал 22 человека. Первым секретарём комсомольской организации «Челябинского комсомольца» был избран наш земляк Николай Александрович Хомутов. С начала войны он был юнгой на флоте, затем командиром отделения радистов и акустиков на «М-105».

            20 апреля 1943г. подводная лодка М-105 потопила первый вражеский транспорт в 7-8 тысяч тонн водоизмещением. Всего же за год действий на Северном флоте подводная лодка «Челябинский комсомолец» совершила 10 боевых походов, потопила 6 вражеских судов общим водоизмещением 37000 тонн. Выполняла специальные задания. Экипаж лодки за боевые заслуги был трижды награжден Почетными грамотами Наркома Военно-Морского Флота. О своих победах, подвигах подводники рассказывали в телеграммах, которые отправляли в Челябинскую область. На Север, с Южного Урала шли письма с поздравлениями моряков, с сообщениями южноуральцев о том, как они несут фронтовую вахту на заводах, в рудниках, на полях.

            В мае 1944г. по приказу командования подводная лодка «Челябинский комсомолец» по железной дороге была перевезена на Черное море, где экипаж продолжил службу и встретил День Победы. По боевой и политической подготовке лодка была на первом месте среди кораблей Черноморского Флота. В декабре 1950г. M-I05 передали в состав третьего дивизиона второй Константской ордена Ушакова бригады подводных лодок Черноморского флота, где она продолжила службу в качестве корабля III ранга. 17 августа 1953г. ее перевели в класс опытовых кораблей и исключили из боевого состава. В августе 1955г. подводную лодку «Челябинский комсомолец» как физически устаревшую списали, а экипаж был расформирован.

             …В.Н. Хрулев последний раз обошел отсеки, пожал руки морякам. На прощание сказал проникновенно и взволнованно, обращаясь к матросам, старшинам, офицерам: « ... Рано или поздно все уйдем в запас. Нас сменит молодежь. Пусть она знает - экипаж всегда достойно нес свою службу, как на фронте, так и в мирные дни. И я верю: молодые моряки продолжат боевые традиции уральской «малютки».

             Комсомольский вожак экипажа «М-105» Н.А.Хомутов после увольнения в запас приехал в Челябинск, много лет прослужил в органах внутренних дел, около 25 лет был начальник политотдела в системе уголовно-исправительной системе МВД. После ухода в запас возглавлял областной Совет ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск. 18 мая 1996г.  ветерана не стало.

             Вторым рождением подводная лодка «Челябинский комсомолец» обязана юным челябинцам - ученикам школы №10. Несколько лет под руководством Анатолия Ивановича Александрова они вели поисковую работу, собирали материал о лодке военного времени, организовывали циклы бесед о ее боевых делах. Ученики не только оживили историю «Челябинского комсомольца», но и обратились в областной комитет комсомола с предложением продолжить традиции своих отцов, присвоить современной подлодке имя фронтовой «малютки» и взять над ней шефство. Инициативу школьников поддержали в Челябинском областном комитете ВЛКСМ и Министерстве обороны СССР.

             18 января 1963г. одной из лодок Северного флота было присвоено имя «Челябинский комсомолец» для сохранения славных боевых традиций подводной лодки «М-105», построенной в годы Великой Отечественной войны на средства, собранные жителями Челябинской области.

              Подводная лодка Б-4, получившая почетное наименование, относил ась к кораблям второго ранга, имела длину 85метров, ширину 7,5метра, 6 носовых и 4 кормовых торпедных аппарата с запасом торпед. Экипаж составлял около 80 человек.

              Подводная лодка проявила себя в дальних походах, участвовала в 1962г. в событиях, разыгравшихся под водой в тревожные дни Карибского кризиса. За участие в Кубинском походе командир корабля капитан II ранга Рюрик Александрович Кетов был награжден орденом Красной Звезды. Вспоминая в 2002г. о cвоем участии в Карибской одиссеи Р.А.Кетов говорил: «Мою лодку тоже обнаруживали, преследовали и бомбили. Но удавалось отрываться. Тут был элемент везения».

               …Весть о том, что подводной лодке присвоено имя «Челябинский комсомолец», взволновала весь экипаж, вернувшийся из дальнего плавания. В тот же день, когда пришла новость, в кубрике личного состава состоялся митинг. Заместитель командира по политической части капитан III ранга В.В. Важенин вкратце рассказал о боевом пути «Челябинского комсомольца» времен войны и выразил уверенность в том, что нынешний экипаж сохранит и приумножит славные традиции.

                 Через неделю в Челябинский комитет комсомола пришло письмо с Северного флота. В нем говори-лось: «Мы подводники-комсомольцы экипажа подводной лодки, с большой радостью узнали о присвоении кораблю высокого и почетного имени «Челябинский комсомолец». Для нас это большая честь и вместе с тем наказ. Комсомольская организация стремится сделать все, чтобы священные боевые традиции отцов и старших братьев, героически сражавшихся за свободу и независимость Советской Родины, нашли свое яркое воплощение в наших делах и в нашей службе».

             В целях сохранения преемственности между двумя подводными лодками учащиеся школы №10 г.Челябинска вручили экипажу новой подводной лодки «Челябинский комсомолец» более 100 фотографий по 
истории ее предшественницы и более 350 страниц текста воспоминаний первого экипажа корабля, копий документов и газетных вырезок времен Великой Отечественной войны. В дальнейшем комплектование экипажа лодки должно было происходить за счет лучших призывников Челябинской области.

            Тысячи юношей пожелали служить на подводной лодке «Челябинский комсомолец». Но удовлетворить просьбу всех желающих было невозможно. Тогда обком ВЛКСМ и облвоенкомат объявили соревнование за право служить на именном корабле. Кандидат должен был быть отличником учебы, передовиком труда, участвовать в общественной жизни, иметь специальность, хорошо подготовленным физически.

              В 1963г. служить на «Челябинский комсомолец» были направлены Н.Усольцев. В. Тятюшин, В.Сабохарь, С.Калачевский, В.Куринов, Ю.Дюкарев, Л.Черкасов, Ф.Портнов. Они принесли в прочный корпус корабля горсть родной земли. Шкатулка с уральской землей и наказом молодым морякам хранились в комнате боевой славы корабля.

              Тогда же стали ежегодно объявляться соревнования среди допризывников за право служить на подводной лодке. Перед призывом на службу комитеты ВЛКСМ и военкоматы подводили итоги соревнований и 
отбирали лучших из лучших для службы. Каждому призывнику вручалась комсомольская путевка, в которой выражалась уверенность в том, что отличной службой он будет продолжать трудовые традиции челябинской 
комсомолии. Организовывались торжественные проводы, будущие моряки проходили торжественным маршем перед овеянными славой боевыми знаменами, произносили клятву.

Возвратившись после службы в родные места, моряки подводной 
лодки трудились на предприятиях, участвовали в общественной работе, 
поддерживали связь друг с другом. В 1973г. матросы, старшины и офицеры запаса, в разное время служившие на подводной лодке  «Челябинский комсомолец», объявили себя резервным экипажем. Вначале его возглавил В. Гааз, затем В.Головашкин.

             Резервный экипаж помогал молодежи овладевать основами военно- морского дела, подбирал призыв-ников на лодку «Челябинский комсомолец», пропагандировал историю ВМФ, организовывал морские праздники на озере Смолино, поддерживал постоянные связи с лодкой.

            Делегации южноуральцев неоднократно посещали подводную лодку «Челябинский комсомолец». Со своей стороны, моряки совершали ответные визиты вежливости к шефам. С 1984г. экипаж подводной лодки тесно сотрудничал с комсомольской организацией тракторного производственного объединения «ЧТЗ имени В.И. Ленина». Между ними шло соревнование. У одних была задача - выпустить больше продукции 
без нарушений качества, у других - быть отличниками боевой подготовки, бороться за звание отличного корабля. В нем алой степени дружбе цехов ЧТЗ и боевых частей лодки- способствовали взаимные визиты и встречи. 

             Последняя традиционная поездка чепябинцев к экипажу подлодки в 1990 совпала с приходом корабля из очередного дальнего плавания. Экипаж подводной лодки «Челябинский комсомолец» побывал в самых различных широтах, пробороздил 4 океана, заходил в иностранные порты, участвовал в автономных плава-ниях продолжительностью 6 - 8 месяцев, неоднократно пересекал экватор и много раз имел возмож-ность убедиться в том, что «красиво море с берега, но берег с моря прекрасней».

             Подводная лодка «Челябинский комсомолец» была выведена из состава Военно-Морского Флота в феврале 1991г. Участник церемонии прощания с лодкой в Лиепае В.П.Головашкин так вспоминал это событие: 
«Экипаж построился на палубе. Мы - гости разместились на пирсе, здесь же построились экипажи других кораблей. Командир подлодки «Челябинский комсомолец» доложил командиру бригады о том, что личный состав для торжественного спуска флага и гюйса в связи с выводом лодки построен. Комбриг поблагодарил подводников за службу, рассказал об истории подлодки. И под звуки горна «Захождение» флаг и гюйс был спущен лично командиром. По берегу торжественным маршем, чеканя шаг, прошли подразделения моряков подплава, отдавая честь уходящему в запас кораблю...». Так завершилась история подводной лодки «Челябинский комсомолец», три десятка лет стоявшей на страже морских рубежей нашей родины и ставшей школой мужества для многих юношей Южного Урала.

              Память о славном подводном корабле челябинских комсомольцев сохраняется в книгах, фильмах, песнях, сердцах моряков, служивших на нем. О жизни экипажа «Челябинского комсомольца» снято два документальных фильма - «Горсть земли в океане», «Уральская эскадра», написаны книги А.И. Александровым «Подводная лодка «Челябинский комсомолец», В.Н.Сорокиным «Подводная уральская», А.В.Апрелковым и Л.А.Поповым «Морские истории». К различным памятным датам и комсомольским конференциям военно-морского соединения и подшефной подводной лодки была выпущена целая серия памятных знаков, которыми награждались лучшие члены экипажа.

               С палубы подводного корабля «Челябинский комсомолец» шагнула по стране популярная песня А. Пахмутовой на стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова «Усталая подлодка»:

                                                                   На пирсе тихо в час ночной 
                                                                   Тебе известно лишь одной, 
                                                                   Когда усталая подлодка

                                                                   Из глубины идет домой ...