Островок родины на Тихом океане

              Существует два Челябинска: в глубине России и в глубине океанской. Между городом и подшефным атомным подводным ракетным крейсером установлены прочные связи.

                АПРК «Челябинск» был построен на верфях Северодвинска. В строй кораблей Северного флота вступил в 1990г., а в 1991г. «Челябинск», перейдя на Дальний Восток, вошел в состав флотилии атомных подводных лодок Тихоокеанского флота.

«Челябинск» впечатляет своими габаритами: длина атомохода - 158,5 м, ширина - 29м, высота - 16м, водоизмещение - 25тыс.тонн, в подводном положении скорость может достигать 35 узлов (~65км/ч), За 
считанные минуты лодка способна погружаться на глубину до 500м. В автономном подводном плавании атомоход может находиться до четырёх месяцев.

               Основная боевая задача крейсера - уничтожение надводных и подводных целей. В его специальных отсеках таятся торпеды и 24 крылатые ракеты, способные нести объемно-взрывные или ядерные боеголовки, 
с дальностью стрельбы до 345 миль и скоростью почти вдвое превосходящей скорость звука.  Экипаж состоит из 108 человек, в том числе 43 офицеров, 37 мичманов и 8 матросов.

               АПРК «Челябинск» входит в состав дивизии подводных лодок, базирующейся в бухте Крашенинникова у города Вилючинска Камчатской области.

               Первая встреча делегации челябинцев с экипажем атомохода «Челябинск» состоя- лась в феврале 1997г. в г. Обнинске Калужской области, где он в полном составе заканчивал курс переподготовки в учебном центре ВМФ. Делались первые шаги на пути возрождения традиций шефских связей челябинцев с флотом. 4 декабря 1997г. был подписан договор о сотрудничестве между главой города Челябинска В.М. Тарасовым и командиром АПРК «Челябинск» капитаном 1 ранга С.В.Яркиным, по которому городская администрация обязывалась оказывать материальную помощь, культурное обслуживание личного состава. Благодаря договору о шефских связях стало возможным направление челябинских призывников на именной крейсер. В мае 1998 г. на корабле начали проходить службу моряки, направленные на Тихоокеанский флот Челябинским облвоенкоматом: Р. Бурибаев, А. Игнатенко, К. Мещеряков, Е. Шевляков. Когда они в 2000г. приехали в Челябинск в отпуск, А.Игнатенко сказал: «Это, здорово - хотя бы на месяц вернуться в родной город. На Южном Урале моряков нет, поэтому, когда мы сели в трамвай,пассажиры как-то по-особому смотрели на наши черные шинели, разглядывали якоря на шевронах, удивлялись немного, откуда мы тут 
взялись. Приятно, конечно».

             Экипаж АПРК «Челябинск» в 1992, 1993, 1994, 1997 гг. объявлялся лучшим среди кораблей данного класса на объединении. В 1994г. была выполнена на «отлично» первая боевая служба на Тихоокеанском флоте 
среди подводных лодок проекта 949А, скрытно произведено слежение за двумя авианосно-ударными группами ВМС США. В 1995г. к предстоящему 30-летнему юбилею первого подводного кругосветного перехода подвод-ных лодок экипаж крейсера «Челябинск» выступил с инициативой к Главнокомандующему ВМФ о подготовке и проведении подобного исторического плавания на родном корабле. В 1997г. экипаж выполняет вторую боевую службу и подводная лодка «Челябинск» объявляется по флоту отличной.

             С 1990 по 1999 гг. АПРК «Челябинск» прошел 58275 миль, из них под водой 46620 миль, что равняется расстоянию 2,7 раза вокруг земного шара.

             В 1998г. экипаж «Челябинска» провел по Северному морскому пути подо льдами Арктики новый подводный атомоход «Томск» от судостроительного завода на Кольском полуострове до берегов Камчатки. 
Это был последний в ХХв. переход подводной лодки с Северного на Тихоокеанский флот и первое в мировой практике подводное плавание со священнослужителем на борту. В переходе принял участие епископ 
Камчатский - владыка Игнатий. Пять лет спустя, в августе 2003г., командир АПРК «Челябинск» капитан 1 ранга С.В. Яркин, вспоминая этот переход, писал: «Весь маршрут перехода условно был разбит на несколько 
участков, в зависимости от сложности плавания. Это были и айсбергоопасные участки с особым режимом плавания, и участок плавания под паковыми льдами в центральной части Арктики». Но задача была выполнена успешно. 24 сентября 1998г. подводная лодка «Томск» была переведена на Тихоокеанский флот, пройдя шесть морей и два океана.

             С 2000г. атомный крейсер «Челябинск» находился на капитальном ремонте, в дальние походы не ходил, а с лета 2003г. снова стал нести боевое дежурство, к которому готовился давно и основательно. Командир 
корабля капитан 1 ранга в.с. Куашев отмечал: «Несли боевое дежурство все лето. С заданием справились успешно. Часть экипажа представлена к государственным наградам».

              Далеко от берегов Тихого океана жители города следят с интересом за тем, как крепнет и развивается дружба между Челябинском и одноименным крейсером. Этой теме газета «Челябинский рабочий» посвятила целую серию публикаций. Челябинским художником дизайнером Б. Гриневичем, служившим на флоте, был разработан нагрудный знак для экипажа подшефного атомохода. Знаменательным событием стало освящение в Свято-Троицком храме Челябинска Андреевского флага корабля. Известные краеведы А.В. Апрелков и Л.А Попов рассказали об атомоходе «Челябинск» в своей книге «Морские истории».

             Установившейся традицией стали поездки делегаций Челябинска на подводную лодку и встречи моряков подшефного корабля в городе. Незабываемые встречи с делегациями АIIPК «Челябинск» состоялись в 
1998, 2000,2006 2012и гг.  Много раз в эти годы в Челябинске побывали представители атомохода: командир корабля капитан I ранга   В.Куашев, заместитель комашира каптан 3 ранга А.Тюрбеев, старший помощник командира капитан 3 ранга А.Козырев,  старший мичман В. Ткачук  т другие члены экипажа. На встречах шел  откровенный разговор о современном ВМФ России, о службе на подшефном крейсере моряков - челябинцев, о помощи, которую оказывает город экипажу корабля.

             О важности шефских связей г.Челябинска и одноименного атомного подводного ракетного крейсера, их дальнейшем развитии размышлял капитан I ранга В.С.Куашев и в своем письме в газету «Вечерний Челя-бинск»: «Из поколения в поколение российские военные моряки стоят на страже национальных интересов Отчизны, надежно защищают ее морские рубежи. Сегодня мы продолжаем славную традицию ветеранов ВМФ, беря с них пример в выполнении своего воинского долга. Благодаря шефскому сотрудничеству с вашей газетой экипаж подводного крейсера ощущает шефскую заботу средств массовой информации города 
Челябинска, узнает, как идут дела в родном нам шефском городе и области».